С 26 по 28
сентября 2011 года в ГБУ «Республиканском
центре социально-психологической помощи населению «Зеркало» МТЗ и СЗ РТ
состоялся Республиканский образовательный семинар по творческой реабилитации
для специалистов Службы домашнего визитирования (технология CBR) и дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида «Формы и методы творческой реабилитации для
детей с ограниченными возможностями. Монтессори-терапия». Мероприятие
проводилось совместно с Фондом поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Москва) и Министерством труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Провела
семинар Марина Владимировна Белоусова, к.мед.наук, детский психотерапевт,
психолог высшей категории, доцент кафедры детской неврологии Казанской
Государственной Медицинской Академии, врач-невролог 8-й детской больницы города
Казани.
В программе
семинара были предусмотрены лекции и мастер-классы.
Напомним,
что основные принципы Монтессори-педагогики были разработаны применительно к
детям с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в педагогику для
обычных детей. Частным направлением этого педагогического метода стала
Монтессори-терапия, которая с высокой эффективность использует принципы
Монтессори-педагогики для коррекции с больными детьми.
Терапевтическая
концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли
активной целенаправленной предметно-практической деятельности для
«нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Комплексный
характер терапевтического воздействия позволяет осуществить реабилитацию у
детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и
сенсорно-перцептивных расстройств.
Монтессори-терапия
проводится в тесном взаимодействии с другими специалистами, занимающимися реабилитацией
ребенка. Назначать терапевтическое
воздействие должен врач; осуществлять – коррекционный педагог или медицинский
психолог во взаимодействии с врачом (педиатром, невропатологом).
Необходимо
отметить, что стандартизация используемых методов и материалов приводит к
высокому качеству и сопоставимости результатов наблюдения.
В рамках
семинара М. Белоусова подняла такие вопросы как:
- оценка
поведения и активности ребенка с нарушениями развития. Формирование
детско-родительской привязанности: ее особенности у детей с нарушениями
развития.
- основные
направления коррекционной работы с «особыми» детьми и членами их семей;
- методы
коррекционной работы и творческой реабилитации с семьей «особого» ребенка
(реабилитация средствами арт- и музыкального воздействия, «терапия среды и
терапия средой»)
-оказание
поддержки в кризисных ситуациях в семье с «особым» ребенком.
|